#турки #месхетинцы #история #народа #ahiska
История моего народа ( продолжение - 3 часть) Турки-месхетинцы – народ, депортированный из Месхетского региона Грузии в 1944 году, во время Второй мировой войны. Они стали народом-скитальцем – с тех пор постоянно меняют свое местоположение, а сейчас Грузия, под давлением Парламентской Ассамблеи Совета Европы, должна начать процесс их репатриации назад. Вопрос остается открытым, тем более, что больширнство сел, оставленных ими, были почти сразу же заняты местными жителями, преимущественно, из соседних грузинских сел. Историческое появление этого народа (скорее, суб-этноса), до сих пор является предметом споров. В Грузии бытует мнение о том, что после того как с конца 16 века регион был завоеван Османской Империей, грузинское население региона подверглось мусульманизации, а затем и постепенной тюркизации – и в результате появился своеобразный протурецкий элемент в грузинской нации, который отделился в основном по политическим мотивам. Турки считают, что население образовалось как, и в остальных регионах Турции, в результате смешения местного и пришлого турецкого населения, причем преимущественно - тюркского. В действительности основой турок-месхетинцев и вправду является местное население, которое к 16 веку состояло из армян и грузин, согласно «Большому дафтару Гюрджистанского вилайета», в основном мусульманизированное в течение последующих двух веков. Однако значительны и турецкие примеси, тем более, что принятие населением мусульманства сняло преграды для вступления в контакт с турками. Турки-месхетинцы продолжали тюркизироваться и в составе Российской Империи – это происходило уже потому, что они к тому времени прошли «точку невозврата». Тюркский язык постепенно вытеснял грузинский из общения. Двуязычие в среде турок-месхетинцев сохранялось до середины 20 века, однако в период между Первой и Второй мировыми войнами тюркский окончательно стал доминирующим. По переписи, проведенной после присоединения региона к Российской империи, турки-месхетинцы составляли значительную часть населения, но не большинство (около 40%), остальное население составляли преимущественно армяне, также - грузины. После переселения армян из Эрзерума в 1829-1831 году численность армян еще более возросла. Однако высокий прирост населения и отказ от миграции в другие регионы постепенно увеличили долю турок-месхетинцев в регионе до 79.7% в Адигенском районе, 66.2% в Аспиндзском, 51.2% в Ахалцихском по переписи 1939 года. Опасаясь восстания в тылу, Сталин принял решение о депортации турок-месхетинцев во время Второй мировой войны. И до депортации репрессии по отношению к туркам-месхетинцам носили массовый характер. Турки-месхетинцы имели прочные связи с населением приграничных районов Турции и проявляли эмигрантские настроения, что было совершенно недопустимо для советской власти. Переселение турок-месхетинцев из Грузии произошло в 1944 году – их к тому моменту было около 84 тыс. человек. Новыми странами их заселения стали Узбекистан, Казахстан и Киргизия. Вместе с ними переселили также некоторое количество лазов, хемшилов и курдов, однако лазов вскоре вернули, как грузин. На новых местах проживания турки-месхетинцы стали вступать в контакты с другими тюркскими народностями и, постепенно, окончательно тюркизировались. Их селили в различных областях, хотя и общинами, но и дисперсно, причем со статусом «спец. переселенцы», что исключало для них возможность возвращения назад. Ограничения были сняты через несколько лет, в 1956 году, однако далеко не все из них решили возвращаться назад – в Грузию практически никто не переехал всилу разных причин, в первую очередь из-за того, что их дома были заняты. Турки-месхетинцы стали селиться на Северном Кавказе. В 1989 году, к моменту постепенного расслоения СССР все существовавшие этнические вопросы стали актуализироваться. Вспышки этнического насилия вылились в погром в Ферганской долине, что вызвало их эвакуацию из Узбекистана в Россию, Азербайджан и Казахстан. Азербайджан не преминул воспользоваться ими как политическим фактором, заселяя в регионы, охваченные Нагорно-Карабахской войной, в частности, в поселок Ходжалу, из которого впоследствии сделали город, многократно увеличив население. На сегодня в Азербайджане живет всего около 70 тыс. турок-месхетинцев, причем практически все из них считают себя субэтносом турок – «ахысха турками». Грузия под давлением Европы многократно объявляла о том, что готова начать принимать репатриантов, однако никаких реальных шагов в этом направлении не было сделано. Более того, новых жителей встречали обычно недружелюбно и расселяли не там, где они этого ожидали и по возможности дисперсно. В результате, в Грузии проживает лишь около 1000 турок-месхетинцев. Турция, которую турки-месхетинцы считают своей исторической родиной, также пыталась организовать их массовую иммиграцию, причем преимущественно в восточные районы (историческая Западная Армения), чтобы «разбавить» преимущественно курдское население. Была принята система законов, облегчающих получение гражданства для турок-месхетинцев и другие льготные условия. Однако турки-месхетинцы не так сильно тяготеют к Турции, тем более, их не устраивают условия им предложенные. Поэтому, в результате миграции в Турцию, они стали мигрировать в большие и средние, развитые и относительно развитые города. В последние годы США также объявляли о готовности принять турок-месхетинцев – в США сейчас живет около 10 тыс. представителей этого народа. Общая же их численность составляет по разным оценкам от 200 до 500 тыс, однако цифра в 230-250 тыс. оценивается нами, как наиболее близкая к реальности. При том, что они проживают в основном в этнически и религиозно родственных им странах – Казахстане, Узбекистане, Турции, Азербайджане, их численность не будет расти, а будет постепенно снижаться вследствие ассимиляции, особенно в Турции и Азербайджане. Ассимиляция в Турции будет безусловной, причем в течение трех поколений они могут перестать существовать даже как субэтнос, в Азербайджане она будет несколько сдерживаться религиозным фактором: турки-месхетинцы – мусульмане-сунниты, а большинство жителей Азербайджана исповедуют ислам шиитского толка. Однако фактор религии, «благодаря» СССР в значительной мере утратил свое значение, что будет упрощать процесс ассимиляции турок-месхетинцев